Северный завоз завершается
Почти весь уголь отправлен из Осетрово на север области и в Якутию
Северный завоз в Иркутской области практически завершен. Уголь и другие жизненно необходимые грузы отправлены в Якутию и отдаленные территории нашего региона из Осетрово-Ленского транспортного узла. В этом году северный завоз прошел успешно не только из-за относительно благоприятных погодных условий, но и благодаря своевременной подготовке к навигации.
На реке Лена близится к завершению трудная навигационная пора. У причальной стенки Осетровского речного порта пришвартовано порядка десяти барж и судов, готовых к отправлению вниз по течению. С берега на них перегружают бревна, трубы, сухие строительные смеси, соль, вахтовые домики на колесах, контейнеры. Сотрудники порта постоянно переговариваются друг с другом по рации. Транспортная логистика – дело хлопотное и немного нервное, ведь все нужно сделать вовремя и без потерь. Груз очень ждут где-то на севере, а суровая и капризная Лена не терпит отлагательств.
– В прошлом году на этот период навигация была почти завершена из-за низкого уровня воды в реке. В результате в порту скопилось большое количество груза, до начала нынешней навигации на хранении находилось порядка 138 тыс. тонн, – напоминает управляющий директор ОАО «Осетровский речной порт» Михаил Фокин.
В прошлогоднюю навигацию Лена обмелела настолько, что грузоподъемность судов использовалась лишь на 40%. Провозная способность флота значительно ухудшилась, в начале августа пришлось объявлять режим чрезвычайной ситуации, который сохранялся до самого ледостава.
– Как известно, когда груз не доставляется вовремя, могут быть применены штрафные санкции. Но режим ЧС позволял предприятиям, которые переправляют грузы, отбиваться от штрафов, ведь это, по сути, форс-мажор. К тому же и поставщиков, и грузополучателей нужно было подвигнуть на то, чтобы они могли, оценивая реальную ситуацию, сменить транспортную схему, допустим, пустить часть грузов по железной дороге до Тынды или других станций. Часть их можно было оставить на зимник, отправить авиацией и даже не исключалась возможность использования Северного морского пути. Несмотря на сложившиеся тяжелые условия, тот же уголь на север Иркутской области был доставлен вовремя, а в Якутию много грузов не было довезено, и некоторые суда в конце навигации не смогли выйти из обмелевших рек, – комментирует мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин.
Непосредственно в этом муниципалитете северный завоз осуществляется только в три населенных пункта – в Орлингу, Боярск и Омолой. Но поскольку именно на этой территории находится крупнейший Осетрово-Ленский транспортный узел, где водная артерия сходится с железнодорожной линией и федеральной автотрассой, то главе района приходится участвовать в решении непростых вопросов, связанных с доставкой грузов на север.
– Существует оперативный штаб, который возглавляет первый зампред председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков. Штаб координирует деятельность участников северного завоза, и если возникают какие-то спорные вопросы, которые не снимаются в рабочем порядке, мы собираем оперативную группу и стараемся найти решение для того, чтобы обеспечить доставку грузов, – продолжает мэр.
В этом году вопросы навигации на Лене начали серьезно обсуждать еще зимой. И как только на реке прошел ледоход, были сделаны первые пробные рейсы. Правда, тогда суда Верхне-Ленского речного пароходства, перевозившие уголь для Бодайбо, встали на Витиме из-за низкого уровня воды, после чего пришлось ждать его поднятия. Поэтому рабочая группа решила направить угледобывающим предприятиям установки, чтобы те приостановили разгрузку, дабы не было простоя вагонов. Но природа в итоге смилостивилась над речниками. Нельзя сказать, что воды в реке было в избытке, но северный завоз мелководье не сорвало.
– В этом году мы сработали лучше, быстрее. До 15 августа более 85% груза отгружено на воду. А некоторых клиентов уже вывезли под ноль, – говорит Михаил Фокин.
Угля в порту практически не осталось. Часть его сюда завозили еще до начала судоходства и хранили на специальных площадках. Потом шла погрузка на суда, которые берут на себя по три с половиной тысячи тонн груза.
Сейчас твердое топливо, согревающее людей холодной северной зимой, переправлено в Мамакан, Бодайбо. Только в Маму осталось отгрузить немного. Небольшие угольные запасы замечаем у одного из причалов ОРП. Но и это сырье скоро перевезут в пункт назначения.
– Уголь идет в основном прямым вариантом, то есть мы работаем по схеме «вагон-судно», перегружая с помощью портальных кранов. Захват идет грейфером – это такой ковш на кране, который черпает уголь с вагона и высыпает его на судно, – разъясняет схему погрузки начальник отдела организации грузовой работы УКОП «Речсервис» Константин Скокнин.
На судах, где идет погрузка, речники обсуждают будущий рейс. Впереди их ждут сложные участки, один из них – «Щеки» – даже приходится регулировать семафором. Река со скальными берегами в том месте порядком извилиста, к тому же маневрированию мешают сильные боковые течения.
Навигация в этих краях, как правило, завершается в октябре, если повезет – в начале ноября. До этого времени нужно успеть доставить последние грузы, те, которые не предназначены для переправки по зимнику. Поэтому разговоры быстро заканчиваются, и капитаны берут курс на северо-восток.
"Областная газета" 19.09.2014
http://www.ogirk.ru/news/2014-09-19/46334.html