Что получат северные районы от строительства «Силы Сибири»?
1 сентября официально стартует строительство газопровода «Сила Сибири». Однако для севера Иркутской области горячая пора уже началась — до конца 2014 года, а точнее до конца судоходного периода необходимо доставить в Якутию более 120 тысяч тонн труб для строительства «Силы Сибири».
Перевозить грузы нужно будет не только для строительства самого трубопровода, но и для промышленного освоения Чаяндинского газоконденсатного месторождения, одного из базовых для наполнения газопровода.А это, в совокупности, миллионы тонн грузов. Их доставляют по железной дороге до Усть-Кута и далее речным транспортом до Ленска. Транспортировка началась еще в середине лета, сегодня на складах в Ленске (Якутия) находится уже 260 труб суммарным вестом в 2,4 тысячи тонн.
Помимо труб для «Силы Сибири», из Усть-Кута сегодня отгружается техника подрядчиков строительства газопровода, которую заблаговременно завезли на севере Иркутской области — она больше года ждала отправки на объекты проекта «Газпрома». Кроме того в нынешнюю навигацию на Чаяндинское месторождение должны доставить 15 тысяч тонн железобетонных изделий. После завершения навигационного сезона в портовые терминалы будет ежемесячно поступать на хранение еще по 25 тысяч тонн ЖБИ в месяц. Этот груз необходимо будет перевезти в навигацию-2015. Всего же только труб с 2014 по 2018 потребуется перевезти 1,7 миллиона тонн. Для организации и управления процессом транспортировки грузов для «Силы Сибири» в Усть-Куте создан единый логистический центр. Чтобы обеспечить плотное взаимодействие между всеми участниками перевалки грузов, по инициативе министерства транспорта Иркутской области была создана рабочая группа из представителей ОАО «Газпром», ОАО "РЖД«,судовладельцев и грузополучателей.
Для Усть-Кута транспортная эпопея — и своего рода проверка на прочность, и шанс на развитие — ведь колоссальные объемы перевозок под строительство газопровода добавляются к ежегодному объему грузов для севера Иркутской области и Якутии в рамках северного завоза.
Чтобы обеспечить потребности строительства, на железнодорожной станции Лена провели реконструкцию, чтобы увеличить пропускные и перерабатывающие способности. В зависимости от объема перевозок железнодорожники готовы увеличить штат и добавит локомотивы. Речники тоже готовились к перевалке.
— Осетровский речной порт готов, мы обладаем всем необходимым, чтобы принимать грузы, предназначенные для строительства «Силы Сибири», — заявил председатель совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадий Лавров. — Производственные мощности порта способны переработать до 1,5 миллиона тонн груза в год, поэтому мы в состоянии перевезти весь объем труб, предназначенный для магистрального газопровода. По имеющимся у нас данным, в 2014-2015 годах через Усть-Кут планируется перевезти порядка 700 тысяч тонн только трубной продукции. Осетровский речной порт уже подготовил 20 гектаров территории для складирования труб в межнавигационный период. При условии размещения трубы в два яруса единовременно здесь можно будет хранить до 200 тысяч тонн. При необходимости мы готовы увеличить площадь, что позволит складировать суммарно 250 тысяч тонн труб.
По словам же мэра Усть-Кутского района Владимира Сенина, сегодня речь идет не только о работе в навигацию, но и перевозке грузов по зимнику автотранспортом.
— Нас готовят к увеличению потока грузов до миллиона тонн в течение 2015 года. Рабочей группе удалось добиться хорошей слаженности всех задействованных в процессе перевозки и перевалки грузов структур. Думаю, с учетом взятого темпа работ, необходимый объем будет отправлен вовремя — только бы не подвела Лена, замечает Владимир Сенин. — Сегодня водная артерия маловодна, что затрудняет перевозку крупнотоннажных грузов. Надеемся, что в ближайшее время в Качуге и Жигалово пройдут сильные дожди.
Власти Усть-Кута и Усть-Кутского района рассчитывают на серьезное пополнение бюджета: пусть далеко не все компании, занятые в транспортировке грузов для газопровода зарегистрированы на территории, однако серьезное увеличение объемов работ привело к созданию новых рабочих мест. А это и уровень обеспеченности населения района и города, и налоги на доходы физических лиц. Кроме того, в местный бюджет поступят налоги на землю и имущество. В перспективе же для строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» потребуются масса специалистов, в том числе водители, бульдозеристы, бетонщики, монтажники... А затем и разработка Ковыктинского месторождения потребует новых рабочих рук.
— В одном не приходится сомневаться — будущее района в связи со строительством первой очереди газопроводной системы «Сила Сибири» внушает оптимизм, ведь будут задействованы все крупнейшие предприятия района, — считает глава Усть-Кутского района. Досье РГ
«Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока и Китайской границы. Общая протяженность газопровода — около 4000 километров. Диаметр — 1420 миллиметров. Производительность — 61 миллиард кубических метров газа в год.
На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия — Хабаровск — Владивосток», на втором этапе Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром.
Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3000 человек.
Екатерина Вострикова, «Российская газета»