Летучие корабли в Осетрово

Из Усть-Кута (Иркутская область) по реке Лена к берегам Чукотки (в Анадырь) 16 июня 2012 года вышла необычная экспедиция. Ученые и туристы на двух поморских кочах: «Св.Николай» и «Апостол Андрей», воссозданных по старинным документам и рисункам, намерены реконструировать водный поход Семена Дежнева. К 28 августа участники проекта планируют дойти до Тикси (Якутия). Продолжится водный поход в следующем году, его конечной точкой станет Анадырь.

В Осетровском речном порту я наблюдала за первой попыткой спуска судов на воду. Почему первой? Потому что была вторая, так как первая не удалась: «Апостол Андрей» чуть не ушел под воду.

За день общения с «первой партией» экспедиции я успела проникнуться огромной симпатией к ребятам, и теперь очень переживаю, как сложится их водный поход. Это начинается Лена небольшим ручейком, вытекающим из небольшого озерка на западном склоне Байкальского хребта в 20 км от Байкала; в районе Усть-Кута ширина Лены меньше 500 м; а уже около Якутска река становится очень большой (ширина превышает 3 км), ниже, после впадения Алдана – просто огромной (свыше 30 км) и полностью отвечает своему названию. По некоторым данным, происхождение «Лены» ни коим образом не связано с распространенным женским именем, а произошло от эвенкийского «Елю-Эне», означающего «большая река».

В некоторых местах Лена очень полноводна, а волны на ней достигают нескольких метров. Я верю в профессионализм капитанов кочей, но, тем не менее, слегка побаиваюсь. Сами кочи – это небольшие парусные деревянные суда (длина – 10,5 м), оборудованные слабенькими моторами мощностью 16 лошадиных сил, способны развивать скорость 10-12 км/ч. Впрочем, кочи уже прошли испытание в прошлом году: свое первое плаванье парусники совершили по маршруту Петрозаводск – Великий Устюг – Архангельск – Соловки – Беломоро-Балтийский канал – Петрозаводск.

В Усть-Кут кочи прибыли на автоприцепах 13 июня, их путь от Петрозаводска занял 12 дней.

Накануне на самолете из Иркутска прилетели первые участники экспедиции: капитаны Кирилл Савчук («Святитель Николай») и Александр Карачев («Апостол Андрей»), представитель «RussiaDiscovery» Алексей Волобей; доцент Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) Василий Матонин (в экспедиции намерен заниматься исследованиями семантических образов среды и мореходных качеств судна, реконструкцией поморских и казачьих морских судоходных традиций, регистрацией динамических изменений окружающей среды); зав.сектора исследования природного и культурного наследия Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, директор Института Развития Личности «Синхронисити 8», психолог, историк, композитор Вадим Рябиков (в экспедиции – руководитель полевыми научными исследованиями, зам. нач. экспедиции по науке, исследование динамики межличностных отношений, исследование символических репрезентаций контакта человека с природной средой р. Лена, исследование феноменологии путешествия); а также Геннадий, с которым я не успела лучше познакомиться, поскольку он отсыпался в гостинице, пока проходил процесс первого спуск на воду.

Суда спускали с берега в Осетровском речном порту при помощи портального крана. Сначала «Апостола Андрея». Огромный кран, зацепив за стропы, поднял коч, как пушинку и в воздух, снял с прицепа и опустил на расстоянии сантиметров 10-15 от земли, чтобы на «Апостола» одели руль. Уже через несколько минут летучий корабль гордо реял на фоне вечернего неба, а еще через минуту стоял на воде.

Казалось, можно ликовать. Но не тут-то было. За время «отдыха» (с ноября прошлого года) деревянные доски на коче успели рассохнуться, и корпус оказавшегося на воде «Апостола Андрея» сразу дал течь. Вода стала заполнять трюм. Сначала не спеша. Александр, капитан «Апостола Андрея» боролся с незваной гостьей с помощью помпы. Но мощи помпы явно не хватало. По мере того, как вода все больше и больше проникала внутрь, с каждой доской борта, погрузившейся в воду, в дело включались новые щели, и судно заливало быстрее. Александр и пришедшие ему на помощь Василий и Вадим уже не справлялись отчерпывать ведрами. «Апостол Андрей» стремительно погружался в воду.

В это время в воздухе при помощи крана летал «Святитель Николай». Он уже был готов к спуску на воду, но происходящее с «коллегой» не позволило завершить процесс. В какие-то мгновенья Кирилл и Алексей стащили на землю с прицепа «помост» для коча, на который кран обратно водрузил парусник. Я восхищалась работой крановщика. Сидя в кабине, под небесами, крановщик так мастерски управлялся стрелой, что уверенно мог поднять груз на 10 см над землей, поставить судно на помост, попав в углубления для киля.

Не знаю как, ребятам удалось завести стропы под «Апостола Андрея», который уже погрузился в воду так, что виднелись лишь три последние доски корпуса.

«Апостол» был спасен. Правда, прежде чем поднять его под облака, крановщик вытягивал коч постепенно, сливая с него воду, которая бежала множество ручейков из щелей между досками. Через некоторое время «Апостол Андрей» был водружен рядом со «Святителе Николаем».

Ребята не унывали. По словам Кирилла, то, что рассохшиеся кочи будут набирать воду, можно было сразу предположить. Только никто не думал, что в таких объемах. Совет в «Осетрово», на который приехал гендиректор порта Андрей Захаров решил оставить парусники на берегу и размачивать ленской водой. На время отмачивания судов Осетровский порт выделил “отважным речникам” контейнер для хранения остнастки и вещей. Два дня кочи поливали из гидрантов, качая воду помпами из Лены. Они разбухли, оправились и 15 июня успешно опустились на воду. А уже 16 июня участники экспедиции отправились в путь.

Небольшая справка. В 2013 году исполняется 365 лет, с того дня, когда экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Азией и Америкой. В честь этого события в 2011 году стартовал трехлетний проект «Арктика – территория открытий». Его организаторами выступили Правительство Чукотского автономного округа и компания «RussiaDiscovery». Этот проект, по мнению его инициаторов, должен привлечь внимание к российской Арктике, способствовать развитию региона и напомнить о ярких страницах нашей истории и географии. Кроме того, наблюдения, сделанные учеными в ходе экспедиции, помогут в изучении истории края, традиций его коренного населения. Участники экспедиции – ученые из различных научных институтов, в частности, Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова, Российский НИИ культурного и природного наследия им.Лихачева (Москва), Института экологических проблем Севера Уральской академии наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институт развития личности «Синхронисити 8». Помимо ученых в экспедиции на разных этапах будут участвовать и туристы – люди, пожелавшие почувствовать себя в роли первооткрывателей. При этом все судовые и научные обязанности они будут выполнять наравне с остальной командой.

На разных участках пути на кочах будет разный состав команды. Максимум – по 8 человек на каждом.

Согласно информации с сайта RussiaDiscovery цена участия в экспедиции начиналась от 48 тысяч рублей (на участке от Олекминска до Якутска, 8 дней). Цена тура от Усть-Кута до Якутска (22 дня) – 132 тыс. рублей, от Усть-Кута до Ленска (12 дней) – 72 тыс., от Усть-Кута до Олекминска (16 дней) – 96 тыс. рублей, от Ленска до Якутска (12 дней) – 72 тыс. рублей.

Портал "Путешествия из Иркутска" от 18 июня 2012 года

http://www.irktrip.ru/letuchie-korabli-v-osetrovo/