В поиске резервов

Рост грузооборота в Ленском речном узле требует координации действий смежников.

В навигацию 2012 года через транспортный узел Лена прошло на 24% груза больше, чем в предыдущую. Рост выгрузки по станциям Лена, Якурим и Лена-Восточная привёл к такому показателю в основном за счёт переработки угля – 167% к аналогичному периоду прошлого года, строительных грузов – 287%, нефти – 167%, цемента – 190% и контейнеров – 112%.

– Главным адресатом, на которого приходили эти грузы в накопительный период северного завоза, безусловно, является ОАО «Осетровский речной порт», – говорит начальник сектора логистики станции Лена Сергей Савельев. – И это вполне объяснимо: именно на его долю приходится обеспечение грузами первой необходимости северных районов Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Хотя в этом процессе участвуют и другие, не менее значительные игроки: ООО «Ленский Транзит» (нефтепродукты), ООО «ЛДК» (уголь), ООО «Иркутск-Терминал» и «Алроса-Терминал» (нефтепродукты, различные технические грузы и контейнеры).

По словам начальника сектора, результат впечатляющий, но говорить о том, что это тот предел, после которого ни у железной дороги, ни у её партнёров не остаётся резервов, преждевременно. Согласны с ним и руководители речного порта. Генеральный дирекор ОАО «ОРП» Андрей Захаров ещё в начале навигации подчеркнул, что если в 2011 году порт переработал 637 тыс. тонн грузов, то в 2012-м эту цифру можно довести до 900 тыс. и более. И хотя в реальности (из-за смещения сроков начала навигации) порт переработал только 747,9 тыс тонн, перспектива довести переработку грузов до полутора миллионов тонн за навигацию остаётся. Заделы для этого есть: у ОАО «ОРП» отлично налажены отношения с северными партнёрами – ОАО «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» и ООО «Верхнеленское речное пароходство», с железнодорожниками.

Единственное, что сдерживает возможности порта, – порядком изношенное оборудование, доставшееся ему в наследство ещё с советских времён. По словам председателя совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадия Лаврова, сейчас в компании завершается первый этап создания транспортно-логистического центра и её представители уже обратились в правительство Иркутской области за содействием в реализации проекта глубокого технического перевооружения порта, прежде всего его кранового и складского хозяйств.

– Создание такого центра помогло бы привести наши взаимоотношения к ещё более скоординированному сотрудничеству, – считает Сергей Савельев. – Пока же ещё много неразберихи и несогласованности.

Не мешало бы ввести в эту команду и организации, координирующие подход грузов в адрес основных грузополучателей транспортного узла. – Основным проблемным вопросом минувшей навигации была отгрузка для ОАО «ОРП», ООО «ЛДК» и ООО «Ленский Транзит» сверх их перерабатывающих способностей, – отмечает Сергей Савельев. – Сами руководители этих предприятий не могут дать точный ответ ни о планах погрузки в их адрес, ни о сроках прибытия груза, а ведь это сказывается и на прогнозных ожиданиях флота.

Как отметил Сергей Савельев, неоднократные обращения руководства станции Лена в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТФЦТО) по установлению ежесуточного логистического контроля за отгрузкой груза, согласно именно перерабатывающим возможностям получателей, оставались попросту без ответа.

Кстати, по словам Андрея Захарова, пример такого продуктивного логистического сотрудничества у ОАО «ОРП» сложился с ООО «Речсервис» – ведущим предприятием Республики Саха (Якутия) по оказанию именно этих услуг.

Некоторым резервом для более плотной работы флота и порта можно было бы назвать и более ранние сроки открытия навигации. Но это уже по другому ведомству...

Автор: Владимир Палагутин. Фото: Сергей Ринчинов.

Газета "Восточно-Сибирский путь", 26 Октября 2012