Здесь будет Ленская ТЭС
Город, где был построен крупнейший в СССР речной порт, отправная точка всесоюзной комсомольской стройки под названием «Байкало-Амурская магистраль». Это лишь немногие метафоры, применимые к Усть-Куту. Здесь же всего через несколько лет будет построена Ленская ТЭС, которая станет первенцем в сфере крупной газовой генерации тепла и электричества в Иркутской области. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ решил взглянуть, чем живёт город сейчас, когда ещё только завершается разработка технико-экономического обоснования инвестиций в этот крупномасштабный проект.
Лёгкий Ан-24 ощутимо болтает, пока мы снижаемся в облаках. Когда самолёт выныривает из-под нижней границы облачности, возникает такое ощущение, что пилот собирается посадить его прямо в тайгу: кругом лишь заросшие соснами сопки, и по мере приближения к земле кажется, что ещё чуть-чуть – и кончики крыльев коснутся верхушек деревьев. Но спустя пару минут колёса шасси с характерным звуком касаются бетонки. Несколько поворотов на рулёжных дорожках, и «Аннушка» останавливается недалеко от аэровокзала Усть-Кута – города, известного как отправная точка строительства Байкало-Амурской магистрали, и центра района, где впервые в Иркутской области начали добывать нефть.
Неформальное градообразующее предприятие
Дух всесоюзной стройки едва уловимо ощущается до сих пор – достаточно пройтись вдоль построенных явно в семидесятые-восьмидесятые годы пятиэтажек и взглянуть на выложенные оранжевым кирпичом на сероватых стенах надписи вроде «Кубань – Лене» или «МЖК «Дружба». Либо на вывески некогда не сходивших с первых полос партийной прессы трестов. Сейчас, когда БАМ уже давно построен, объёмы работ, которые выполняют, существенно сократились, но тем не менее сохранились сами предприятия.
Точно так же доминирующими в городской экономике остались те же самые отрасли, что и во время СССР. В первую очередь, рассказывает глава администрации Усть-Кута Владимир Кривоносенко, это транспорт и перевалка грузов. Например, Осетровский речной порт, переживший в «нулевых» две волны банкротства, до сих пор остаётся крупнейшим речным портом России. Помимо него в городе действуют и другие компании, которые перевозят грузы по Лене, – ОАО «Алроса-Терминал», ЗАО «ЛенаРечТранс», ООО «Ленский транзит» и ООО «Иркутск-Терминал», занимающееся перевалкой нефтепродуктов.
«Усть-Кут испокон веков развивался как транспортный узел, – поясняет директор ОГКУ «Центр занятости населения города Усть-Кута» Сергей Чусов. – Но если взять транспорт и лесную отрасль, они занимают примерно одинаковое положение». Так что второй по значимости отраслью городской экономики остаётся лесопереработка, причём с ней связано немало планов по развитию. Скажем, в июле собираются запустить первую очередь построенного ещё три года назад комбината ООО «Транс-Сибирская лесная компания», который в случае выхода на полную мощность будет перерабатывать до 1 млн. куб. м древесины. А в 2013 году компания «Сайбервуд» должна начать строительство крупного лесохимического комплекса, запуск которого намечен на 2016 год. Расположится он примерно в 30 км от Усть-Кута, недалеко от железнодорожной станции Чудничный.
«Кроме того, у нас активно развивается малый бизнес», – добавляет глава администрации города. В 2011 году для его поддержки был создан фонд микрокредитования с бюджетом 14,7 млн. руб., и за время его существования кредиты (их размер может составлять до 1 млн. рублей, а срок возврата до года) получили около двух десятков предприятий. Сохранились, как уже было сказано, и действовавшие в советское время строительные организации. Но и Кривоносенко, и Чусов приходят к одному выводу: «Градообразующим предприятием традиционно был и остаётся Осетровский речной порт».
В самом порту,однако, с таким определением не согласны. «На градообразующем предприятии, по определению, должно работать более 25% всего работоспособного населения территории, – подчёркивает генеральный директор ОАО «Осетровский речной порт» Андрей Захаров. – А у нас численность персонала 700 человек». Получается всего 2,8% от примерно 25 тыс. работающих жителей Усть-Кута. Если же взять всё трудоспособное население – а это 28 тыс. человек, – получится и того меньше. Тем не менее, как справедливо заявляет коммерческий директор Осетровского речного порта Андрей Червинский, он является крупнейшим предприятием города. Невзирая на такой статус, показатели работы порта, если сравнивать со временами СССР, выглядят очень скромно. Если, скажем, в 1982 году через Осетрово было переправлено 2,3 млн. тонн грузов, то в настоящее время ежегодный грузооборот в среднем составляет около 600–630 тыс. тонн. При этом, как сообщает пресс-служба ОАО «ОРП», в 2012 году в порту планируют перегрузить более 900 тыс. тонн грузов и перевезти 240 тыс. тонн, что на 43% и 57% больше, чем в 2011 году. Львиную долю перевозок обеспечивают нефтяные компании, разрабатывающие месторождения в Якутии, прежде всего ОАО «Сургутнефтегаз», которое осваивает Талакан. Для сравнения: когда строилась первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», через Осетрово проходило до 1,1 млн. тонн грузов в год.
«Труба» погоды на рынке труда не делает
«Наши транспортные предприятия были очень хорошо загружены, когда строился нефтепровод, – замечает Кривоносенко. – Причём это касается не только портов. Зимой, когда для перевалки использовался автотранспорт, также работали наши перевозчики. Это, в свою очередь, означало дополнительные доходы для них и, следовательно, для нашего бюджета». Однако на рынок труда в Усть-Куте строительство ВСТО, равно как и разработка нефтегазовых месторождений в Усть-Кутском районе, влияния практически не оказало: нефтяникам требуются высококвалифицированные специалисты, которых зачастую приходится завозить в Иркутскую область из других регионов (хотя та же компания ТНК-BP не так давно начала готовить необходимые кадры на базе ИрГТУ), а местных жителей привлекали лишь как неквалифицированную рабочую силу либо обслуживающий персонал. «Когда был БАМ, существовала очень грамотная политика подготовки специалистов: у каждого треста был свой учебно-курсовой комбинат, где обучали будущих работников, – вспоминает Чусов, сам, кстати, приехавший в Усть-Кут в разгар комсомольской стройки. – Сейчас такого нет: ни одно предприятие кадры не готовит, за исключением Осетровского речного порта, да и тот по мелочам». Так, ещё в прошлом году с руководством предприятия было заключено соглашение, предполагавшее обучение с привлечением средств из областного бюджета 136 рабочих, однако в начале нынешнего года эта цифра была уменьшена, а в настоящее время программа практически полностью свёрнута. Объяснение довольно простое: вместо того чтобы держать специалистов на постоянной основе, проще нанимать кого-то только на время навигации.
«Строительная отрасль, которая раньше была достаточно сильной, постепенно сошла на нет и погоды на рынке труда не делает», – продолжает руководитель городского центра занятости. Один беглый взгляд на список вакансий лишь подтверждает его слова: спрос есть в основном на простые рабочие специальности, востребованы также водители, врачи или нянечки в детских садах. При этом на учёте в центре занятости находятся около 900 человек, а официальный уровень безработицы составляет 2,1%. «Если считать по методологии Международной организации труда, можете смело умножать на три, – подчёркивает Чусов. – И проблема в том, что безработица носит структурный характер».
Отсюда возникает другая проблема – отток населения, характерный для всех северных территорий Иркутской области да и для самого региона в целом. Статистика оптимизма не внушает: если в 1979 году в Усть-Куте проживало 49,6 тыс. человек, а к 1996 году население города увеличилось до 62,4 тыс. человек, то к 1 января 2010 года, по данным последней переписи Федеральной службы государственной статистики, оно сократилось до 45,4 тыс. человек. «Я не владею цифрами, но с полной уверенностью могу сказать: отток есть, – констатирует директор центра занятости. – Понятно желание каждого родителя, который хочет, чтобы его ребёнок жил, с его точки зрения, не в маленьком северном городке, а в более крупном городе, где больше возможностей найти работу и выше заработок». По иронии судьбы, когда я возвращался в Иркутск, тем же поездом ехали несколько абитуриентов, собирающихся учиться в областном центре. Да и разговор с хозяйкой квартиры, которую пришлось снимать на три дня вместо не самого дешёвого номера в гостинице, плавно перешёл к рассказу об её сыне, которого она постаралась сразу же после окончания школы отправить в Иркутский государственный институт путей сообщения с прицелом на дальнейшую перспективную работу. Во времена СССР, напротив, был немалый наплыв молодых специалистов в Усть-Кут, которые приезжали по комсомольскому призыву, во многом вдохновлённые романтическим ореолом вокруг «стройки века». Были и те, кто, по словам Чусова, руководствовался «очень простым мотивом»: «Три года поработал на БАМе – заработал на машину».
С мазута на уголь
Тем не менее в городе и районе пре-дусмотрена реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе и запуск перечисленных лесоперерабатывающих комплексов. Более того, в том случае, если в полном объёме будет реализована идея газификации Иркутской области, здесь может появиться центр газопереработки, работающий на сырье Аянского, Вакунайского, Дулисьминского, Марковского и Ярактинского месторождений. Есть и существенно более реальный проект – Ленская ТЭС, первый энергоблок которой в 400 МВт, как уже не раз писал «Сибирский энергетик», в «Иркутскэнерго» планируют запустить в 2015 году. Сейчас он находится на стадии разработки технико-экономического обоснования инвестиций, но оно должно завершиться в ближайшее время, к тому же в самом Усть-Куте уже прошли общественные слушания по выбору площадки для станции и некоторым другим вопросам.
Пока же город снабжается теплом за счёт малой энергетики. И с тех пор, как в 2001 году про систему теплоснабжения Усть-Кута в негативном свете говорили на центральном телевидении, многое было сделано для того, чтобы её модернизировать. Достаточно сказать, что в городе насчитывается только 10,7 км ветхих тепловых сетей. Это, по содержащимся в схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области сведениям, составляет лишь 10,5% от их общей протяжённости. В том же Бодайбо, например, этот показатель составляет 31,7%, а в Киренске и вовсе 49%. «Ещё тогда, когда в 2001 году мы начали реконструировать систему теплоснабжения и уходить от мазута и жидкого топлива для котельных, очень много было заменено, – говорит директор ООО «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» Татьяна Воронина. – Конечно, есть гнилые участки, но их немного, и мы их тоже постепенно меняем». Чтобы убедиться в этом, достаточно просто выйти на улицу и немного прогуляться по городу: трубы здесь идут над землёй, и сразу замечаешь как те из них, которые явно выглядят изношенными, так и протяжённые участки тех, что не так давно были заменены и покрыты современной изоляцией.
Немало было сделано и для того, чтобы перевести городские котельные с мазута и нефти на другие виды топлива. Когда-то, кстати, они работали на угле, но их начали топить нефтью – «чёрное золото» стоило дешевле, да и нагрузка на окружающую среду, по расчётам советских проектировщиков, была ниже. «Это делали не бездумно, была экономическая выгода», – подчёркивает Кривоносенко. Но нефть существенно подорожала, а как только достроили ВСТО, добывающие компании начали закачивать её в «трубу» и город столкнулся с её нехваткой. Как следствие, котельные начали переводить на другое топливо. И добились неплохих результатов: по сравнению с 2005 годом потребление жидкого топлива сократилось с 32 тыс. тонн до 10 тыс. тонн в год. Если взять действующую на него цену в 16,5 тыс. рублей за тонну, получается 330 млн. рублей экономии. «Конечно, нужно ещё вычесть 50 миллионов, которые теперь нужны на покупку угля, но всё равно получается, что мы сняли с областного бюджета нагрузку в 280 миллионов рублей, предназначавшихся для компенсации затрат на покупку топлива», – подсчитывает в уме глава городской администрации. В итоге сейчас из 16 муниципальных котельных на мазуте работают только три, но местные власти планируют в следующем году начать их реконструкцию.
В модернизации системы теплоснабжения города есть немалая заслуга «Усть-Кутских тепловых сетей и котельных» – одного из первых в Иркутской области опорных предприятий, которое приступило к работе 1 января 2009 года. «Когда мы начинали, у нас было три котельных (одна угольная и две мазутных) в самом городе, – рассказывает Татьяна Воронина. – Сейчас их четыре: две на 108 и 56 гигакалорий в Усть-Куте и по одной в Янтале и Звёздном». Котельная «Лена», установленная мощность которой равна 108 Гкал в час, изначально отапливала только одноимённый микрорайон, и на это уходило лишь около 50 гигакалорий, так что ещё в 2001 году было решено перераспределить нагрузку, построив 800-метровый трубопровод от неё до тогда ещё мазутной котельной «Центральная», отапливающей микрорайон Речники. За счёт этого потребление мазута было снижено с 25 тыс. тонн до 15-17 тыс. тонн в год. А в 2010 году «Усть-Кутские тепловые сети и котельные» приступили к реконструкции котельной «Лена». Сначала, опираясь на опыт тайшетского ООО «ТеплоЭнергоСервис», переделали топку одного из котлов, подняв его фактическую производительность с 12-15 Гкал в час до 19 Гкал в час (при номинальной мощности 20 Гкал в час). А на следующий год модернизировали остальные котлы. Результат: если раньше для отопления жилья и объектов соцкультбыта в Речники подавалось только 17 Гкал в час, то в 2011 году уже до 45 Гкал, а в целом производительность угольной котельной составляла 90 Гкал в час. И тем самым часть котельной «Центральная» перевели с мазута на уголь, потребление мазута сократилось в два раза, а мазутную котельную Восточного грузового района передали в муниципалитет – необходимость в ней попросту отпала.
Вдобавок с 2009 по 2011 год предприятие работало по одному и тому же тарифу – 1198 рублей за гигакалорию для жителей Речников и 1268 рублей для тех, кто проживает в микрорайоне Лена. Только с 1 июля 2012 года по решению службы по тарифам Иркутской области цена была поднята до 1353 рублей и 1432 рублей соответственно. И теплоснабжение стало стабильным, разве что в Речниках второе лето нет горячей воды, но это вина не опорного предприятия, обладающего всеми техническими возможностями для её подачи в дома, а недобросовестной управляющей компании (ООО «Бирюса»), накопившей долг перед «Усть-Кутскими тепловыми сетями и котельными».
В связи с модернизацией системы теплоснабжения возникла другая проблема – утилизация шлака, образующегося при горении угля. «Вы бы у нас зимой побывали: всё чёрное от угля, и когда снег тает, такое ощущение, что по улицам течёт не вода, а самый настоящий мазут», – мрачно усмехается гендиректор Осетровского речного порта. Действительно, если раньше городские котельные потребляли 75–80 тыс. тонн угля в год, то сейчас – 122 тысячи. При содержании золы 10% (а ею обладают разве что угли из Красноярского края, у жеронских углей, которые также закупает предприятие, этот показатель выше) получается как минимум 12 тыс. тонн отходов. «Мы зимой сжигаем по 600–660 тонн угля в сутки, а в машину входит 10 тонн. Считайте сами, сколько их должно быть, – замечает Воронина. – Так что зимой у нас шлак накапливается, но мы весной стараемся его весь вывозить на полигон».
С нефти на щепу
Есть ещё одна альтернатива углю и жидкому топливу – отходы деревопереработки. Именно на щепу начало переводить котельные ООО «Энерго-сфера» из Санкт-Петербурга, зашедшее в Усть-Кут в 2010 году. На вопрос, почему питерская компания заинтересовалась далёким городком, её директор по развитию и инвестиционной политике Алексей Афанасьев отвечает так: «Мы услышали, что ТСЛК построила здесь большой перерабатывающий комбинат – источник древесных отходов. Есть и субъективный фактор: я здесь работал, будучи студентом. А главной движущей силой были действия министерства жилищной политики [энергетики и транспорта Иркутской области]. Наше предприятие работает в разных регионах, и я бы сказал, что у вас качественно более высокий уровень работы министерства, организационной и документальной поддержки инвестора».
«Энергосфера» решила вложить 240 млн. рублей в реконструкцию трёх энергоисточников, работающих на мазуте: 40 млн. рублей на четырёхмегаваттную котельную Западного грузового района и по 100 млн. рублей на десятимегаватт-ные котельные РЭБ флота и «Лена-Восточная». Причём если в первом случае речь идёт именно о реконструкции (новый котёл установили в старом здании, сделав лишь небольшой пристрой с подвижным полом для подачи щепы), то в остальных уже о новом строительстве. Все три котельные были переданы компании в аренду в январе 2011 года. Срок концессионного соглашения составляет 10 лет, окупаемости – шесть с половиной лет. При этом компания за свой счёт берёт на себя реконструкцию теплоисточников, а после возврата инвестиций передаёт их обратно муниципалитету. Для бюджета выгода очевидна, кроме того, неизменным остаётся тариф на тепло, за исключением тех случаев, когда его индексируют власти.
За счёт перехода на отходы деревопереработки на топливе для одной только котельной Западного грузового района можно сэкономить более 9 млн. рублей в год, ещё 411,5 тыс. рублей даёт экономия на водоотведении, а 232,4 тыс. рублей – на электроэнергии. «Если нефть стоит 12 тысяч за тонну, то её составляющая в цене гигакалории достигает 2200 рублей, – приводит расчёт Афанасьев. – При крайне поджатых эксплуатационных и ремонтных затратах цена гигакалории подходит к трём тысячам. А доля щепы в её стоимости – 350 рублей. Вот и вся разница». Снижаются и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, к тому же появляется возможность утилизировать гниющие отходы деревопереработки, которые, кстати, вносят свою лепту в эмиссию парниковых газов. «Экологический профит со всех сторон», – употребляет представитель петербургской компании слово, в таком произношении встречающееся разве что в романах Достоевского и Толстого. Жители домов вблизи котельной Западного грузового района его уже ощутили – она заработала в январе 2012 года, а после небольшого перерыва теплоисточник вновь запустят 20 июля для того, чтобы обеспечить горячее водоснабжение. Ещё одну пустят в эксплуатацию в октябре, а оставшаяся начнёт работать в следующем отопительном сезоне. Топлива для всех трёх котельных предостаточно: им нужно 50 тыс. кубометров щепы в год, тогда как только существующие в Усть-Кутском районе предприятия перерабатывают 250 тыс. кубометров древесины в год, по существующим технологиям давая до 100 тыс. кубов отходов.
По словам Афанасьева, рассматривается и возможность реконструкции тепловых сетей после того, как будут модернизированы котельные. Тогда, вероятно, сроки концессионного соглашения будут увеличены. Но и эффективность работы теплоисточников возрастёт, ведь исчезнут потери в сети и утечки.
Жилищный довесок к ТЭС
А в будущем потребности города и района, равно как и других территорий Иркутской области, Якутии и Забайкалья, будет покрывать Ленская ТЭС – без преувеличения, первенец крупной газовой генерации в нашем регионе. Широкая просека под неё, или, официально, земельный участок площадью 260 тыс. кв. м, видна издалека, и при взгляде на неё очевидно: намечается крупномасштабное строительство. Как сообщил глава администрации Усть-Кута, на общественных слушаниях по проекту обсуждалось возведение вблизи станции микрорайона со всей сопутствующей социальной инфраструктурой – детским садом и магазинами, и, как говорят в администрации, «энергетики не выступили против». «Строительство ТЭС жизненно необходимо для того, чтобы решить проблему энергодефицита, наступление которого в Иркутской области однозначно прогнозируется в 2016 году, – резюмирует Кривоносенко. – Плюс появится возможность утилизации попутного нефтяного газа, к тому же можно будет с лихвой закрыть потребности нашего города в тепле. Последний вопрос мы как раз и поставили на общественных слушаниях».
"Сибирский энергетик" от 6 июля 2012 года
http://www.vsp.ru/social/2012/07/06/523451